Как японки воспитывают своих детей (часть 2)
Но если до пяти лет детям в Японии формально разрешают все, то после этого периода ребенка погружают в «суровую действительность», он попадает под жесткие правила и ограничения, которые нельзя не соблюдать. Дело в том, что испокон веков японское общество — коллективистское, общинное. Природно-климатические и экономические условия заставляли людей жить и работать дружно, в коллективе. Только взаимовыручка и самозабвенное служение общему делу гарантировали хороший сбор урожая риса, а значит, и относительно сытую жизнь всей семьи. Этим объясняется и сильно развитое в японском обществе групповое сознание (сюдан исики), и система патриархального семейного уклада (иэ). В массовое общественное сознание исторически закладывались нормы поведения, согласно которым общественные интересы должны были быть всегда превыше личных. А человек — это простой винтик в сложном механизме, и если ты не нашел своего места среди людей, то, значит, ты изгой. #Знать японский язык как самурай #Хирагана и катакана в японском языке #как выучить японские иероглифы #уровни японского языка #японская речь японского императора #японский лингвистический центр
Именно поэтому начиная с пяти лет ребенка учат быть частью группы. «Если ты будешь себя вести не так, как все, то над тобой будут смеяться», — учит японская мама своего ребенка. Для японца нет ничего страшнее социальной отчужденности, и дети быстро привыкают жертвовать индивидуальными, эгоистическими интересами ради общественных интересов всего коллектива.
Воспитатель, который, кстати, постоянно меняется в детском саду или в школе, выполняет роль не столько учителя, сколько координатора. В арсенале его педагогических приемов существуют и такие, как, например, «делегирование полномочий по надзору за поведением». Давая задания своим подопечным, воспитатель разбивает их на группы, объясняя, что необходимо не только хорошо выполнить свою часть задания, но и проследить за товарищами, выполняют ли они порученную им работу.
Излюбленные занятия японских детей — это общекомандные спортивные игры, эстафеты, хоровое пение. Следовать «законам стаи» помогает также привязанность к матери. Ведь если нарушать коллективистские поведенческие нормы, мама может сильно расстроиться. А это, в свою очередь, может лечь позором не только на самого ребенка, но и на его маму, чего он допустить никак не должен.
Японская мама последующие 10 лет жизни своего ребенка учит его быть частью коллектива, группы, всегда дружно и слаженно работать сообща. Именно так в японском обществе формируется групповое сознание и социальная ответственность подрастающего поколения за судьбу страны, нации. К своим 15 годам ребенок в Японии считается практически сформировавшейся личностью. Дальше следует недолгий период его самоидентификации, желание проявить свою самостоятельность, однако и в этом переходном возрасте дети редко подрывают основы своего поведения, заложенные в предыдущие периоды развития их личности.